Детский сад № 29 ст. Новоминская

Консультация для родителей " Сказочная безопасность. Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам." Группа комбинированной направленности.


Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть. И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот. Почти в любой сказкенародной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и сказка “Три поросенка” и “Волк и семеро козлят”, и “Красная Шапочка”, и даже “Колобок”. У А. Усачева в книге “Маленькая собачка Соня” есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен “Малыш и Карлсон” – это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон.

Для занятий по безопасности лучше брать основной вариант сказкинародный. Он не такой "приглаженный", зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или убаюкать его бдительность. Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила ОБЖ

Простые правила для педагога, родителя:

- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но помните, что вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, и т. п.

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем.

Ребёнок может перехватить вашу реакцию и тогда уж точно перепугается.

Наша задача - не испугать, а научить держать «ушки на макушке».

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей яркая, образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что ребёнок увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

- Побуждайте ребёнка задавать вопросы (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

- Реагируйте эмоционально.

Дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

- Повторяйте. Повторение-мать учения!

Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Ребенок должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть.

Со сказкой можно поиграть.

Игра - очень важный момент в жизни детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Поиграйте вместе. Используйте детские игрушки. Берете подходящие игрушки и разыгрываете всю сказку или короткие сценки из нее. Колобок - в правой руке, зайчик - в левой. "Колобок-колобок, а тебя съем. " - "Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою. " Спели и дальше покатились.

Сказочных героев не обязательно покупать в магазине. Можно вылепить их из пластилина. Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона. И не обязательно добиваться стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая-то характерная для этого героя деталь.

Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах, используя пальчиковый театр.

Играть между делом.

- Говорите детям: "Давайте поиграем, вы будете козлятами, а я вашей мамой - козой. Вот наш дом. Я ухожу, а вы смотрите, никому дверь не открывайте. " Дети мгновенно принимают условия игры. Маленькая попутная беседа - и игра продолжается. Вполне вероятно, что малыш сам предложит сюжет.

Дети часто придумывают к любимым сказкам свои концовки. Это тоже здорово. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.

Проведите с детьми тест и узнаете, усвоил ребёнок мораль сказки или нет. По реакции ребенка. Он сам начнет выражать свое отношение к поступку и поведению сказочных героев.

- Закрепление пройденного, стоит проводить по-разному.

Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам:

- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").

- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят").

- На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").

- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни

складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.).

Ребятам на занятиях предлагаются следующие вопросы:

* В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома.

* Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды.

* Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.

* Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице, и к чему это привело (Приведите примеры).

* "А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее жгли. " - Откуда эти строчки? В каких сказках огонь приносит зло?

* В каких сказках, предмет специально предназначенный для получения огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении. («Огниво»)

* В какой сказке и по отношению к какому герою были применены сильнодействующие сказочные отравляющие вещества?

(Примерный ответ: В "Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях" герою по имени "Царевна" была влита "мертвая вода".)

* В какой сказке и кто из героев использовал обычные предметы туалета как средства спасения и защиты от угрозы нападения "противника" (отрицат. герои?

(Примерный ответ: В сказке "Морской царь и Елена Премудрая" героиня "Елена" использовала гребенку, щетку, полотенце, которыми она создала естественные преграду)

* Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.

* Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения.

Вопросы предлагать, учитывая возраст ребенка. Также можно использовать в своей работе литературные викторины «Сказочная безопасность», музыкальная викторина.

Слушая и "обсуждая" с ребенком народные сказки, играя в них, ребёнок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, мы должны научить детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку, то как из нее выбираться, чтобы вернуться домой целым и невредимым.

. И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае "козленочком станешь", а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией.

6 августа 2019 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.